MENU

Одиночество провоцирует расточительность

05.03.2014 • Статьи

© BestPhotoStudio / Shutterstock.com

© BestPhotoStudio / Shutterstock.com

Вред и пользу одиночества изучают многие психологи. И порой результаты их исследований совсем не радуют.

Так, Роб Дуклос (Rod Duclos) из Технологического университета Гонконга (Hong Kong University) сумел доказать, что чувство изолированности от общества делает принимаемые финансовые решения более рискованными. Одиночки чаще склонны тратить последние деньги на покупку лотереи, увлекаться хождением по магазинам до тех пор, пока не будет вычерпан лимит денег на кредитной карте. Кроме того, им больше нравятся азартные игры с высокими ставками: скачки, бега. Они чаще посещают казино.

– В отсутствие социальной поддержки несчастные потребители начинают больше значения придавать силе денег, – говорит Роб. – Им кажется, что они способны обеспечить им тот социальный контакт, которого им хочется.

В рамках эксперимента 59 студентов играли в рулетку. А исследователи повышали или понижали их ощущение изолированности от социума. Оказалось, что те испытуемые, которые чувствовали себя одинокими, принимали более рискованные решения.

В другой серии исследований 168 студентов писали эссе по теме одиночества. И оказалось, что те из них, у кого не складывался контакт с окружающими, вдвое чаще демонстрировали интерес к азартным играм.

Дуклос также провел опросы в крупных торговых центрах, парках, на станциях метро. Участников исследования просили выбрать лотерею за 200 долларов с вероятностью выигрыша в 80 процентов или лотерею за 800 долларов с вероятностью выигрыша в 20 процентов. Интервьюеры изучали также вопросы об общем доходе респондентов, о частоте их участия в рискованных мероприятиях. Все респонденты оценивали свое ощущение одиночества по 4-балльной шкале (от «часто» до «никогда»). Люди, чувствующие себя изолированными от общества, оказались более склонными к рискованным решениям.

– Некоторые маркетологи с сомнительной репутацией выбирают для своей рекламы демографически незащищенные группы, – добавляет Роб Дуклос. – Это могут быть люди, чувствующие себя изгоями: старики, разведенные, вдовы. Другие намеренно изолируют своих клиентов на момент принятия финансового решения и от себя самих, и от близких. Это делается ради более высокой комиссии. Наши исследования могут помочь таким покупателям быть более осведомленными о том, как именно ими манипулируют в момент принятия финансового решения.

Записи по теме

« »